>
>
Кашель

Как вылечить кашель у ребенка и родителей?

кашель у ребенкаТема нашего сегодняшнего обсуждения близка и актуальна для всех и каждого: это - здоровье наших детей. Одной из проблем ослабленных или простудившихся детей является кашель. Ребенок, задохнувшийся в кашле ранит сердце любого человека, видящего и слышащего это.

В этой статье:

  • Что такое кашель? Нужен ли он организму?
  • Постоянный прием лекарств – путь в тупик!
  • Что приводит детей к постоянным простудам и кашлю?
  • Почему появляются постоянные простуды и кашель?
  • Дыхание ребенка, постоянные простуды и кашель
  • Как вернуть здоровье ребенка и родителей?

Что такое кашель? Нужен ли он организму?

С общей точки зрения кашель - это защитный механизм, позволяющий удалить из дыхательных путей механические частички дыма, химические вещества, другие чужеродные предметы, попавшие в дыхательную систему извне в процессе внешнего дыхания, а также вещества, образовавшиеся в самом организме, затрудняющие дыхание.

Таким образом, физиологическая роль кашля - очищение дыхательных путей от всего, мешающего легкому, свободному, ненасильственному, незаметному (нормальному) дыханию, то есть кашель - нормальный, здоровый процесс, обеспечивающий дренаж (очищение) воздухоносных путей (гортани, бронхов, легких и т.д.).

В человеческом организме кашлевой рефлекс обеспечивает сложная, тонко скоординированная деятельность мышц, бронхов, гортани, диафрагмы, грудной клетки, живота.

Защитный, сложнорефлекторный акт кашля начинается с глубокого вдоха, после чего голосовая щель закрывается, резко нарастает внутригрудное давление (достигая 140 мм рт. ст. и более), синхронно напрягаются и сокращаются дыхательные и вспомогательные мышцы. Скорость движения воздуха в дыхательных путях в 20-30 раз превышает обычную (в трахее, крупных и средних бронхах до 30-40 м/сек, а в голосовой щели - до 50-120 м/сек). Объемная скорость воздушного потока более 12 л/сек (после того как голосовая щель рефлекторно открывается). Воздух, скопившийся в дыхательных путях, сильными толчкообразными движениями выбрасывается при выдохе в атмосферу, захватывая все чужеродные механические вещества или слизь, мокроту, экссудат со стенок бронхов, трахеи, глотки. Для удаления случайно попавших механических частичек (человек поперхнулся) часто достаточно одного кашлевого акта. Иногда - нескольких. Но, если в дыхательных путях развивается патологический процесс, то кашель становится частым или, даже, постоянным, устойчиво повторяющимся.

Еще раз повторимся: формирование кашлевого рефлекса находится под контролем коры головного мозга (кашлевой центр продолговатого мозга при участии ретикулярной формации). Но этот рефлекс находится и в сфере нашего влияния: он может быть подавлен или вызван произвольно. Раздражение чувствительных окончаний блуждающего нерва в дыхательных путях или рецепторов плевры* передаются в кашлевой центр который и инициирует (побуждает) кашель.

Особенно ярко все эти моменты проявляются у детей: их защитные реакции очень сильны, а патологические процессы находятся в стадии формирования: от первоначальной до еще не запущенной (как у многих взрослых). Поэтому при правильной стратегии лечения и коррекции образа жизни и питания детский кашель легко поддается полному устранению, даже в своих затяжных формах.

Есть много испытанных на протяжении веков методов и способов борьбы с хроническим кашлем и у детей, и у взрослых. Но борьба просто с кашлем малоэффективна, так как с одной стороны, кашель - не болезнь, это – симптом (проявление) целого ряда (даже рядов) болезней. С другой стороны, кашель - естественная защитная реакция организма.

Стройная теория (подтвержденная клиническими испытаниями) кашля как патологии разработана выдающимся советским физиологом и клиницистом К.П. Бутейко еще в 1960-е годы. В наше время глубокий подход К.П. Бутейко к патологическим процессам в организме и его безупречные объяснения этих процессов все шире распространяются, особенно в западных странах, особенно англоязычных (Великобритания, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия).

Постоянный прием лекарств – путь в тупик!

В России и странах бывшего Союза ССР наблюдается чрезмерное увлечение методами лечения, разработанными западной медициной, начиная с 19-го века (хирургия, фармакология (лекарства синтетического происхождения), физиотерапия на основе лекарственных химических форм).

Никто не спорит с эффективностью клинической фармакологии (современными химическими медицинскими препаратами - основой западного медицинского подхода к лечению прогрессирующего числа современных болезней), но... чрезмерность и, фактически, единственность такого подхода стали бичом современной цивилизации: фактически людям, в том числе и детям, предлагается постоянно принимать химические лекарства, какова бы ни была причина физиологического дискомфорта: "У вас здесь заболело - примите лекарство А", "У вас здесь кольнуло - примите лекарство В"... Вместо того, чтобы исправить зрение - носите очки... Вместо того, чтобы укрепить мышцы физическими упражнениями - возьмите костыль...

Страшно, что это предлагают ослабленным детям с младенчества. Искусственная жизнь... До старости?! На лекарствах.

Совершенно другие подходы предлагают натуропаты, последователи Йоги, китайской медицины и гимнастики, иглорефлексотерапии, мануальной терапии, здоровой диетологии - нормального питания, древнеиндийской аюрведы (науки о продолжительности здоровой жизни).

Роль дыхания ребенка – будет ли он часто болеть?

Мы предлагаем ознакомиться с подходом К.П. Бутейко к этим животрепещущим проблемам современности. Мы начнем с краткой исторической справки, не углубляясь в древнегреческую медицину (Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Аристотель,...) или древнеримское искусство врачевания (Гален,...), пропустив Средние века с их первооткрытиями в западной медицине. Нас интересует развитие физиологии и клинической медицины, начиная со второй половины 19-го века, когда были заложены основы современной химии, биологии, физиологии, фармакологии и хирургии.

Даже еще сузим сферу нашего внимания: нас заинтересует физиология дыхания - основного физиологического процесса в любом живом организме.

Уже к началу 20-го века, после более чем 100-летних исследований было неопровержимо установлено: конечной целью всей системы дыхания является поддержание нормального уровня кислорода (О2) и углекислого газа (СО2) в клетках и тканях организма. Скопления клеток разного вида образуют ткани разного вида. Органы жизнеобеспечения (сердце, легкие, мозг, печень, почки, желудок и т.д.) состоят из тканей, а органы объединяются в системы (нервная система, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, мочевая, желудочно-кишечная, половая, эндокринная и т.д.).

Исследования показали, что в человеческом организме существуют также регулирующие системы (нервная, гормональная, обмена веществ, гомеостаза,...) и имеется сравнительно небольшое количество простых химических элементов или простых химических соединений, участвующих в поддержании жизнедеятельности органов и регуляции их функционирования. Эти элементы и соединения выдающийся русский физиолог П.К. Анохин назвал константами гомеостаза (системы, обеспечивающей поддержание и/или восстановление постоянства внутренней среды организма). И кислород, и углекислый газ являются такими константами.

Было доказано (уже к 1920 году), что углекислый газ (СО2) - одна из фундаментальных констант организма, а не "отработанный" газ, как думал основоположник современной западной химии Антуан Лоран Лавуазье на заре становления этой науки за 150 лет до учения о гомеостазе.

Именно СО2 является одним из самых важных веществ, синтезируемых клетками для своего жизнеобеспечения и поддержания жизни в тканях, органах и системах организма. Эта очень важная константа участвует почти во всех биохимических реакциях и регулирует функционирование почти всех регуляторов, в том числе и кислорода. Так нелюбимые современными журналистами и популяризаторами медицины "свободные радикалы" возникают просто потому, что в организме не хватает углекислоты.

Возникает проблема: где же взять этот недостающий СО2? В атмосфере его всего 0,03%. Значит, необходимо как-то наработать СО2 в организме и удержать его в нем. С кислородом, О2, ситуация легче: его в воздухе почти 21% (точнее 20,93%). Поэтому, вдыхая, мы приносим кислород в организм: по воздухоносным путям в альвеолы легких, из альвеол, с помощью крови, во все ткани и клетки организма. Из легких излишек воздуха, вместе с излишком кислорода удаляется при выдохе.

Да, с излишком кислорода: в легких кислорода достаточно, если его 12-14%, в крови содержание кислорода поддерживается на уровне 10-12%, а в клетках должно быть 2% (это при нормальном атмосферном давлении; иначе цифры объемных % будут другие).

Легкие это вообще резервуар, хранилище для СО2, как и кровь, жидкие среды организма и даже околоносовые пазухи.

Что происходит, когда в какой-то части организма СО2 не хватает? Из ближних соседних тканей по закону диффузии СО2 поставляется в этот отдел, часть организма. А если у соседей тоже недостаток? Из крови СО2 переходит в ткани с дефицитом углекислоты. А если и в крови недостаток? Легкие, вместе с кислородом поставляют в артериальную кровь и СО2, который разносится по организму, минуя ткани нормально снабженные СО2. Следующая защитная реакция: клетки начинают усиленно нарабатывать кислородно-углеродное соединение СО2, венозные сосуды покрываются тонкой пленкой холестерина, чтобы донести углекислый газ в легкие, откуда он с помощью артериального кровотока будет принесен в дефицитные районы.

Но зададим справедливый вопрос: а с чего бы это клетки нарабатывают мало СО2? Ну, ясно: либо не хватает углерода - С - основы нашей земной жизни, либо не хватает О2, свободного кислорода, также основы нашей земной жизни. В нормальных условиях углерода С всегда хватает: ведь мы едим 2-3 раза в день, а кое-кто и чаще "перехватывает". Во время голодания, конечно, ситуация затрудняется, но запасы организма велики: жир и белок поддерживают нужный баланс вплоть... вплоть до истощения организма...

А почему может не хватать кислорода? Его ведь в современной атмосфере более чем достаточно? Это на заре земной жизни кислорода в свободном состоянии почти не было, почти нуль: сотые процента, как сейчас с СО2 атмосферным. Но углекислого газа, углекислоты, тогда было под 98%. Поэтому бактерии, сине-зеленые водоросли и другие простейшие питались углекислотой и нарабатывали кислород. Потом уже растения, леса съедали СО2 и выделяли О2. Теперь ситуация такова: кислорода почти 21%, углекислого газа 0,03% (даже в самых загазованных районах Земли). Вредным в выбросах автомобилей и заводов является не СО2, как думают журналисты, а СО (недоокисленный углерод - ядовитый угарный газ) и ядовитые присадки современных бензина, керосина, и т.п. Неожиданно, да?

Современная наука, конечно, великая вещь, но и в ней много "белых пятен", легенд, мифов и просто предрассудков. Один из этих странных предрассудков - "отработанный, ядовитый" СО2. А углекислые ванны Кавказа, Карпат и других курортов. А минеральные воды? Лечебные, столовые... А просто любимые всеми газированные напитки? Что за пузырьки поднимаются со дна бокала с шампанским? Углекислый газ СО2! А тесто для наших любимых булочек и пирожных поднимается почему? СО2!

Что приводит детей к постоянным простудам и кашлю?

Но вернемся к нашим любимым деткам! Почему же они кашляют, когда простудились, подхватили грипп или ОРЗ (острое респираторное заболевание), или (не дай Бог!) заболели истинным или ложным крупом (симптомокомплексом: хриплый голос - лающий кашель - затрудненное дыхание. Английское или шотландское слово croup означает "каркать").

Ответ К.П. Бутейко парадоксален: потому что они глубоко дышат! Глубокий вдох переходит в глубокий выдох. При этом удаляется не только излишний воздух. Из легких захватывается и выбрасывается в атмосферу находящийся в легочных альвеолах СО2. В альвеолярном пространстве постепенно возникает нехватка, дефицит СО2. Затем такой же дефицит СО2 возникает в крови. Это приводит к эффекту Вериго-Бора: гемоглобин, который переносит кислород из легких в клетки образует слишком плотное, сильное, слабодиссоциирующее соединение - оксигемоглобин. Эта связь кислород-гемоглобин тем прочнее, чем меньше СО2 в крови (еще один парадокс). То есть кислорода в крови достаточно, не хватает СО2 и именно поэтому в ткани, клетки кислород отдается плохо. Оксигемоглобин в достаточном количестве циркулирует по всему организму, а вот клетки его недополучают. так возникает тканевая гипоксия (недостаток О2) в тканях и клетках. Недостаток кислорода в клетках приводит к целой гамме поражений, в том числе и к снижению наработки СО2. Из-за нехватки СО2 в легких!!

Но организм - очень прочная система: он начинает защищаться.

Одной из первых защитных реакций является спазм гладкой мускулатуры сосудов, бронхов, всех полых органов. Укорочение (спазм) гладких мышц приводит к уменьшению просвета бронхов, бронхиол всех порядков. Чтобы уменьшить отток СО2 из альвеолярного пространства. Человек ощущает это как недостаток воздуха, затрудненное дыхание. Что он делает? Насильственно дышит глубже, чтобы убрать эти неприятные ощущения, что приводит к еще большему дефициту СО2 в легких, крови, тканях, и, как следствие, к дефициту О2, кислорода в клетках (гипоксии).

Человек еще глубже дышит, что вызывает следующую по порядку защитную реакцию - усиленное нарабатывание слизи в дыхательных путях.

Слизистые оболочки дыхательных путей. Вообще говоря, это внутренние оболочки полых органов сообщающихся с внешней средой. В нашем случае - это органы дыхания (полость носа, носоглотка, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, опущенное вершинами (кронами) вниз в левое и правое легкое, альвеолярная система легких, плевра).

Слизистые оболочки носовой полости, носоглотки и околоносовых пазух представлены эпителием, базальной мембраной (пленкой в 1 мкм) и тоненьким слоем соединительной ткани. В эпителии находятся бокаловидные клетки и мелкие железы, выделяющие слизь (mucus, мукус) - секрет, прозрачный и слегка загущенный. Слизистый секрет увлажняет эпителий, очищает его от повреждений, обволакивает инородные частицы и вещества, способствуя их удалению.

С большими или меньшими вариациями (слизистая, эпителий, мембрана, подслизистая и т.п.) такими же являются стенки всех дыхательных путей.

Слизистый аппарат начинает усиленно покрывать стенки трахеи и бронхов, препятствуя удалению углекислого газа из легочных альвеол. Таким образом сужаются воздухоносные пути.

Если человек сознательно уменьшит дыхание, то его интенсивность падает, воздушный поток выдоха ослабевает и процесс вымывания СО2 из легких приостанавливается. Углекислый газ накапливается в легких, крови, тканях, что служит сигналом для уменьшения наработки слизи и снятия спазма гладкомышечной мускулатуры, которая сужает просвет бронхов и сосудов. Воздушные пути освобождаются и, если, дыхание уменьшается по глубине (интенсивности) и становится легким, свободным, ненасильственным, бесшумным и незаметным, то есть здоровым, нормальным.

Дыхание ребенка, постоянные простуды и кашель

Что происходит, если человек продолжает глубоко дышать? Первое - продолжает вымываться из легких углекислый газ. Нарастает его дефицит в альвеолярной системе легких, в крови, тканях. Клетки из-за дефицита СО2 и гипоксии (недостатка кислорода) не справляются с наработкой СО2, в необходимом количестве - дисбаланс во всех системах организма приводит к включению защитных механизмов второго порядка.

Начинается наработка мокроты - более плотного секрета, выделяемого слизистыми оболочками трахеи и бронхов. Это та же слизь, выделяемая серозными и слизистыми железами и бокаловидными клетками плюс клеточные элементы альвеолярных макрофагов и лимфоцитов, распространяющихся вверх по воздухоносной дыхательной системе. Также эти секреты распространяются вниз из слизистых носа и придаточных, околоносовых пазух.

Из-за избыточности этого защитного (от потери СО2) процесса начинается рефлекторное отхаркивание, что приводит к возникновению и формированию уже патологического процесса: мокрота забивает нижние бронхи и препятствует дыханию в верхних дыхательных путях.

Начинается откашливание, затем мучительный сухой кашель, а затем кашель с мокротой. Человек ощущает недостаток воздуха, он, особенно дети, открывает рот. Ротовое дыхание, не регулирующее его глубину и интенсивность, завершает физиологическую катастрофу: патологические процессы нарастают, кашель становится постоянным и неукротимым. Да, современные химические лекарственные формы убирают из дыхательных путей и чрезмерную слизь, и мокроту, но причина болезни, будь то ринит, фронтит, гайморит или круп, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит не устраняется, поскольку дефицит СО2 возрастает.

А вызван этот дефицит глубоким дыханием. После затрудненного дыхания и мучительного кашля лекарства прочищают воздухоносные пути и снимают чувство нехватки воздуха: человек начинает радостно и глубоко (с облегчением) дышать.

Следствие только одно - рецидивы, повторения болезни и, естественно, все идет по порочному кругу.

В застоявшихся внутренних накоплениях слизи и мокроты начинает усиленно размножаться патогенная микрофлора (нехватка СО2 приводит к тому, что среда обитания этих микробов, вирусов, бактерий становится все более и более благоприятной для них: в кислой среде с нормальным СО2 они размножаются плохо).

Патологический процесс принимает воспалительный характер: слизистые распухают, становятся рыхлыми, в них еще более вольно размножаются патогенные микроорганизмы. Дыхательные пути, кроме чрезмерной (или недостаточной) слизи и мокроты, наполняются экссудатом, жидкостью, богатой белком и форменными элементами крови, которая образуется при воспалениях. Патологический процесс принимает затяжной, хронический характер. Лекарства дают лишь временное улучшение, затем болезнь повторяется.

На фоне нарастающего дефицита СО2, О2 и деградации всех регуляторных систем и обмена веществ, возникают защитные реакции 3-го порядка: хронический насморк (заложенность носа), вазомоторный ринит, хронические воспаления пазух, разрастаются лимфатические узлы (аненоиды, тонзиллит), астматический бронхит переходит в бронхиальную астму, возникают хронические неспецифические заболевания легких (ХНЗЛ), среди которых наиболее частые обструктивный бронхит, хроническая пневмония, бронхоэктазы, эмфизема легких, пневмосклероз, пневмоторакс. Начинаются полипозы в трахее, бронхах, прямой кишке...

Если процесс разрастания патологии не остановить, то уже никакие лекарства помогать не будут. Следствием этого будет необходимость оперативного, хирургического вмешательства...

В конце этого пути порочного круга болезней и защитных реакций (на защитные реакции) - преждевременное старение, инвалидность и преждевременный летальный исход.

Как вернуть здоровье ребенка и родителей?

Cпросим себя с надеждой на оптимистический ответ. Выход (даже выходы) есть: они в сфере альтернативной медицины.

Мы же предлагаем вам ознакомиться с учением К.П. Бутейко - открытие, научные подтверждения, теория болезней глубокого дыхания, создание метода нормализации дыхания - метода К.П. Бутейко и клиническая практика, опыт уже десятков (или даже сотен) тысяч больных, вернувших здоровье без лекарств, операций и инвалидизации.

На нашем сайте вы можете найти всю необходимую информацию, а также обучиться методу К.П. Бутейко (дыхание по Бутейко) у опытных и дипломированных методистов Бутейко, квалификация которых подтверждена многочисленными положительными отзывами бывших больных.

Давайте поможем себе и нашим детям устранить болезни аккуратным и авторитетным применением метода К.П. Бутейко!

Давайте вернем нашим детям счастливое будущее!


Дипломированный методист Бутейко,
Людмила Валерьевна Сокольская.

Как обучиться методу Бутейко?

Открыта запись на обучение методу Бутейко с получением «Практического видео-курса по методу Бутейко»
Видео: "Вводная лекция о методе доктора Бутейко"
Читайте также:
Поделитесь этой статьей:
Подпишитесь на новые статьи и видео:

Метод Бутейко лечит: