>
>
Глубокое дыхание

Мгновенная проверка вредоносности глубокого дыхания!

...глубокое дыхание - прямая дорога к хроническим болезням!...

здоровое дыханиеУважаемые читатели, тема нашего нового обсуждения – какое бывает дыхание и как оно может привести к хроническим болезням?

В этой статье:

  • Лечить один орган или весь организм в целом? Кто прав?
  • Что такое норма? Отклонение – начало болезни!
  • Нормальное дыхание – здоровая жизнь. Почему?
  • А есть ли сегодня здоровые люди?
  • Дышите глубже! Призыв к болезни - так ли это?
  • Моментальная проверка вредоносности глубокого дыхания
  • Глубокое дыхание – убивает человека! Нормальное - возвращает здоровье!

Лечить один орган или весь организм в целом? Кто прав?

В популярных изданиях в статьях о дыхании можно встретить выражения "правильное дыхание", "неправильное дыхание". Но это не научные понятия. В медицинской науке разные разделы занимаются разработкой разных медицинских дисциплин:
- гистология изучает клетки и ткани;
- анатомия посвящена строению органов и систем органов;
- кардиология занимается сердечнососудистой системой и собственно сердцем;
- неврология описывает строение нервной системы и т.д.

А вот какой раздел медицины изучает функционирование, работу, жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов и всем организмом в целом? Это - физиология, можно сказать, царица медицинских наук.

Часто можно услышать нарекания: нужно заниматься не частями тела, а целостным, живым организмом. Кто спорит - нужно. Но анализ (структура организма и функционирование ее отдельных частей) также нужен. Без этого тщательного изучения "препарированного трупа" не было бы ни современной западной медицины, ни ее блестящих достижений и успехов. Ну не зря же в Средние века в Европе сжигали "еретиков", изучавших строение человеческого тела с помощью препарирования (тайного!) тел умерших людей.

Лягушки, собачки, рыбки и прочие были введены в медицинскую практику (опыты) после изобретения А. Левенгуком микроскопа (1674 г.).

Но прогресс науки и человечества остановить нельзя: всегда находятся люди, любознательность которых так велика, что их не останавливает даже инквизиция: читайте историю медицины!

Поэтому современные споры, что важнее изучение отдельных клеток, тканей и органов или стремление понять целостность живого организма беспредметны: одинаково важно и то, и другое и еще третье, четвертое, пятое...

Что такое норма? Отклонение – начало болезни!

Вернемся к физиологии. В этой медицинской науке чрезвычайно важно понятие - норма. В наши дни это понятие обрело еще более важное значение после открытия системы гомеостаза, поддерживающей динамическое постоянство внутренней среды организма (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость, межклеточное вещество, внутриклеточная жидкость (цитоплазма), внеклеточные жидкости, в том числе межтканевые и внутриполостные, то есть все жидкости среды).

Все жидкие среды имеют главные параметры: температура, парциальное давление газов, осмотическое давление химических элементов и соединений, концентрация и т.д. Главные элементы, участвующие в биохимических реакциях жестко регулируются около некоторых равновесных значений и называются (жесткими) константами. Примером этих констант гомеостаза являются кислород, углекислый газ, натрий, калий, кальций, железо, азот... Их отклонение от нормы регулируется в очень узком диапазоне (коридоре значений).

Гуморальная (жидкостная) система регуляции возвращает эти константы в норму очень тонкими биохимическими механизмами. Существуют и гибкие константы диапазон отклонения которых от средневзвешенного значения, нормы, допускается в более широких интервалах (пределах).

Нельзя в физиологии говорить о "правильном" дыхании, также как никто (даже среди не медицинской публики) не говорит о "правильном" давлении (артериальном), "правильной" температуре, "правильном" количестве эритроцитов (СОЭ, РОЭ) или "правильном" зрении, слухе, ощущениях.

Нет, даже в обыденной жизни мы говорим о нормальной температуре (36,60 С ± 0,10 С), о нормальном артериальном давлении (120 на 80 ± 10), нормальных показателях крови, мочи, нормальном зрении, слухе, тактильных (кожа, прикосновения к коже) ощущениях (восприятиях) и так далее. Подобно этому нет "правильного" дыхания. В физиологии дыхания есть четко определенный термин - нормальное дыхание.

Дыхание состоит из 3-х фаз:

  1. Внешнее дыхание: вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох... с возможными естественными паузами между этими дыхательными актами. Эти циклы можно подсчитать за определенную единицу времени. Например, сколько вдохов (и выдохов) сделает конкретный человек за 1 минуту. Это и будет частота дыхания в одну минуту. Очень индивидуальный параметр: от 4 до 20. Можно также измерить объемы вдоха и выдоха. В физиологии эти объемы воздуха называются дыхательными объемами (вдоха, выдоха). У населения и врачей этот параметр называется глубина дыхания. Синоним. Следовательно, глубина дыхания это тот (дыхательный) объем воздуха, который входит и выходит из легких при вдохе и выдохе. Вот этот параметр - глубина дыхания - оказался определяющим в физиологии внешнего дыхания.
  2. Перенос газов кровью из альвеол легких к клеткам. А каких газов? А какой кровью? В физиологии дыхания установлено, что кислород из атмосферного воздуха, принесенного во время вдоха в легкие, через тончайшие стенки альвеол легких, соприкасающихся с такими же тончайшими стенками капилляров (мельчайших сосудов кровеносной системы) передается в артериальную ветвь кровообращения. То есть на этом этапе речь идет об артериальных капиллярах. Кровь из капилляров поступает во все более и более увеличивающиеся артериальные сосуды и разносится по всему организму. Затем, в определенном месте, около определенного органа происходит обратный процесс разукрупнения артерий до мельчайших капилляров-артериол: кровь с питательными веществами, попавшими в нее из кишечника и кислородом из легочных альвеол передает эти вещества и кислород либо непосредственно через оболочку (мембрану) в клетки, либо в околоклеточную (внеклеточную) жидкость. В клетках поступающие вещества с помощью кислорода (в реакциях окисления) и других биохимических реакций синтезируют необходимые организму в его сложнейшей деятельности химические соединения.
  3. Частным процессом в клетках является окисление кислородом углерода с образованием углекислого газа: С + О2 = СО2. Это и есть третья фаза процесса дыхания: клеточное дыхание. Её цель - синтез СО2, углекислого газа. Иногда говорят о внутреннем дыхании, тканевом дыхании. Но суть одна - выработка клетками углекислого газа (СО2). Опять-таки через капиллярную сеть (но уже венозной ветви кровообращения) СО2 и излишний для работы клеток кислород, О2, если такой есть, поступают в венулы (мелкие венозные сосуды), во все более и более укрупняющиеся вены и по системе кровообращения поставляются в легкие.

Нормальное дыхание – здоровая жизнь. Почему?

Сейчас мы не будем всматриваться в важнейшие детали процесса переноса газов кровью (кстати, и в артериальной крови много СО2, а не только О2, кислорода, но меньше, чем в венозной крови, кислород здесь тоже присутствует, но в концентрациях меньших, чем в артериальной; именно поэтому артериальная кровь светлая, ярко-алая, а венозная - темная, пурпурная, почти бордовая).

Ясно одно: "конечной целью всей системы дыхания является поддержание нормального уровня кислорода и углекислого газа в клетках и тканях", - так учит нас К.П. Бутейко.

Так вот, с физиологической точки зрения существует норма внешнего дыхания - определенный объем воздуха на вдохе и определенный объем выдоха. Называется такой режим - нормальное дыхание. Дыхание, при котором каждый вдох глубже, чем в норме, называется глубоким. Дыхание, при котором каждый вдох менее глубокий, чем в норме, называется поверхностным. Эксперименты показали, что объем выдоха практически равен объему вдоха.

C точки зрения физиологии - здоровье это и есть норма. В норме выдыхаемый воздух просто обеднен кислородом, другие параметры такие же как и при вдохе. Никаких "отработанных" газов нет: здоровый организм работает как часы и очищение организма, его внутренней среды идет через кишечник. Почечно-мочевая система работает как центр гомеостаза: с мочой отходят те элементы и соединения, содержание которых в организме превышает их равновесные значения.

В почках и кишечнике (через кровоснабжение) накапливаются те элементы и соединения, которых не хватает в системе гомеостаза. Так что, с точки зрения нормальной физиологии, почки и мочеточники, мочевой пузырь не являются выделительной системой. Что и хорошо: камням в этих органах образовываться не из чего, потому что обмен веществ проходит в нормальных условиях, то есть идеально.

А есть ли сегодня здоровые люди?

Другое дело, что людей с нормально функционирующими органами, а значит и здоровых в наше время почти нет. Еще 50-70 лет тому назад считалось "нормой" если зашлакованность организма по состоянию печени у детей 5 лет (и младше) была 2-3%, от 5 до 12 лет - 5-6%, а у взрослых 8-12%. В наше время показатели таковы: у детей до 5 лет зашлакованность достигла 15-20%, у подростков 20-25%, а у взрослых до 30-35%. То есть печень перегружена, а клетки и ткани задыхаются от токсических отходов нездоровой (т.е. ненормальной) жизнедеятельности.

Откуда же "есть пошло" такое нездоровое, ненормальное положение дел в нашей эндоэкологической среде (внутренней среде организма)?

Как это ни странно, точкой отсчета нужно считать гипотезу А.-Л. Лавуазье, основоположника современной химии, который в конце 18-го века, занимаясь процессами горения (и досконально изучив их) назвал "дефлогинистированный воздух" Джозефа Пристли, первооткрывателя (1774 г.) кислородом (в 1772 - 1777 годах), а углекислый газ выявил как конечный элемент при сгорании, например, дров в печке. Гениальный естествоиспытатель (ученых тогда не было) Антуан-Лоран Лавуазье просто выдвинул эвристическую гипотезу о подобии, возможно, процесса дыхания процессу горения (теорию горения Лавуазье создал в 1770-х годах). Но авторитет А.-Л. Лавуазье был настолько велик, что натуралисты-любители с восторгом ее подхватили. С тех пор и пошло: чем глубже дышишь - тем больше кислорода, чем больше ешь - тем больше топлива в "топке тела", а значит, тем больше энергии для жизнедеятельности.

Дышите глубже! Призыв к болезни - так ли это?

Сегодня нередко можно услышать из разных источников: "Дышите глубже, дышите глубже!". Но жадный платит 2 раза! Все оказалось совсем наоборот: чем глубже дышишь - тем больше вымывается из легких углекислый газ - СО2. А чем меньше в организме СО2, тем меньше кислорода (!!) получают клетки организма, ткани, жидкие среды, органы...

При глубоком дыхании возникает двойной дефицит: сначала углекислого газа, затем кислорода в клетках. Возникает гипоксия (кислородное голодание) и гипокарбия (дефицит углекислоты).

А зачем нам углекислый газ? Ведь это по мнению последователей Лавуазье - "отработанный" газ, отброс процесса горения в организме, не так ли? Кроме того, многие тогда, да и теперь, путают двуокись углерода (СО2) с окисью углерода (СО), которая действительно ядовитое вещество - угарный газ.

Но так можно было думать на заре современной химии - в 18-м веке. Тогда можно было бросать эвристические лозунги . "Эврика! Нашел!", - воскликнул, по преданию, древнегреческий мыслитель Архимед, выскакивая из ванны - водоема, озаренный идеей о вытеснении равного объема воды погруженным в воду телом (купальщика?).

К концу 19 века и химия, и физиология так далеко продвинулись, что процессы окисления в человеческом организме так сложны, что с ними еще разбираться и разбираться. Минул еще один век - 20-й, а воз и ныне там: "Дышите глубже, дышите глубже, чтобы "успокоиться"(?!)".

Но... при глубоком дыхании возникает дефицит СО2, что приводит к перевозбуждению нервной системы. Вот так! Но пытливые читатели все же не верят! Ведь другие авторитеты (даже якобы, сверхвыносливые индийские йоги), говорят, что дышать глубоко полезно и приводят тоже не хилую аргументацию.

Моментальная проверка вредоносности глубокого дыхания

А давайте проверим! Экспериментально! На себе!!! Тут уже без дураков все станет ясно!

Мы сейчас проведем глубокодыхательную пробу - эксперимент поставим: о пользе глубокого дыхания. Но эту пробу нельзя проводить в одиночестве: обязательно присутствие ассистента - друга, подруги, бабушки, дяди...

Итак, вы готовы? Понадобится 2 стула (один - для ассистента), на другой сядете вы, наш дорогой читатель. И 5-10 минут времени. Лучше, если ассистент вооружится ручкой, секундомером (запустит его в мобильнике) и листом бумаги, на котором занесет время начала пробы, симптоматику вашего самочувствия по ходу проведения пробы (вы ее будете время от времени проговаривать, а ассистент наблюдать внешние проявления и все это записывать).

Несколько слов о самой глубокодыхательной пробе.

"Суть пробы заключается в том, что больной по команде изменяет глубину дыхания (увеличивает или уменьшает ее)", - это слова самого автора метода ВЛГД (Волевая Ликвидация Глубокого Дыхания) К.П. Бутейко.

Константин Павлович говорит о больном человеке, потому что здоровые или даже практически (почти) здоровые к нему не приходили: к нему обращались (часто приползали или приезжали в инвалидном кресле) люди от которых отказалась официальная медицина после многолетних страданий вылечить или хотя бы улучшить его состояние до приемлемого.

Но практика показывает, что все, практически все чем-то да больны сегодня. Поэтому те, кто хочет убедиться во вреде или пользе глубокого дыхания тоже могут провести ее, несмотря на то, что считают себя здоровыми.

Испытатель, проходящий глубокодыхательную пробу должен сесть на стул, ноги слегка (удобно) расставлены, спина выпрямлена, руки (ладони) лежат на коленях, закрывая их внутренней стороной. Надо 1-2 минуты посидеть спокойно, уравновесить дыхание, которое должно быть вашим обычным, привычным дыханием.

По команде ассистента, который запускает секундомер испытатель начинает углублять дыхание в 2-3 раза. Не предельно, а именно в 2-3 раза. Максимальное усиление (углубление) дыхания приведет к искажению пробы.

Во время проведения пробы (обычно 3-5 минут) необходимо следить за состоянием организма: внутренние изменения (где-то закололо, появилась боль (под ложечкой, например) или возникли какие-то неприятные (или приятные) симптомы, ощущения)) диктует ассистенту сам испытуемый, а внешние изменения регистрирует ассистент (покраснение/побледнение лица, мимика и т.п.).

Во время проведения пробы очень желательно проводить контроль пульса: замерить его непосредственно перед пробой и каждые 30 секунд. Если пульс резко учащается (более 30% от исходного) или становится мягким (снижается артериальное давление) - пробу надо прекратить, чтобы избежать пароксизмальной тахикардии или обморока, что возможно при слишком длительной пробе (более 3-х минут).

Оценка пробы.

Пробу следует считать положительной, если состояние при углублении дыхания ухудшается, а при уменьшении дыхания - улучшается.

"Отрицательная проба (то есть когда глубокое дыхание улучшает состояние, а уменьшение дыхания - ухудшает) за более чем четверть века применения пробы не наблюдалась ни разу", - отмечает К.П. Бутейко в своей статье о методе ВЛГД, в наше время называемом методом Бутейко или "дыхание по Бутейко" или даже "дыхательная гимнастика по Бутейко". Против последнего синонима Константин Павлович возражал, поскольку считал, что абсолютно физиологичный метод уменьшения дыхания (волевой или с помощью дополнительных средств: ходьба, бег, позы (статически), уменьшающие дыхание, диета, уменьшающая дыхание, др...) с последующей нормализацией дыхания не просто гимнастика, но корректировка и изменение образа жизни, приводящие к исправлению дыхания в сторону нормы.

"Положительная проба считается специфической, если глубокое дыхание (в 2-3 раза более глубокое, чем обычное - текущее - дыхание) вызывает главные симптомы болезни (у астматиков - приступ бронхиальной астмы, у больного стенокардией (ИБС - ишемическая болезнь сердца) - приступ стенокардии (сердечную боль), у больного язвенной болезнью - боли под ложечкой, у гипертоника - головную боль, зуд кожи - у больного экземой и т.д.).

Пробу считают неспецифической, если у больного возникают другие отрицательные симптомы (например, у астматика - головокружение, у больного ИБС - слабость, тяжесть в ногах и т.п.)." (К.П. Бутейко)

Но вернемся к нашему испытателю. Глубокодыхательная проба вызывает у него все более и более неприятные ощущения и даже резкое ухудшение состояния... Все, пробу следует прервать. отметить время окончания пробы. Дыхание следует успокоить, ослабить контроль над процессом дыхания, расслабиться, затаить дыхание и перестать волноваться и думать. Спину держать прямой, но без напряжения. Уменьшение глубины дыхания происходит обычно за 2-3 минуты. Самое большее через 4-5 минут все неприятные ощущения исчезнут, а болезненные симптомы сначала уменьшатся, а затем и полностью снимутся.

Теперь испытатель пробы и ассистент могут поменяться местами и еще раз провести глубокодыхательную пробу. Самое главное - не упорствуйте в своих заблуждениях о пользе глубокого дыхания (если они есть): не затягивайте испытание более 5 минут (как бы не пришлось вызывать "скорую помощь"!).

Глубокое дыхание – убивает человека! Нормальное - возвращает здоровье!

В заключение приведем историю, которую мы слышали от самого Константина Павловича.

"Первые сомнения в пользе глубокого дыхания и, может быть, первый толчок ходу своеобразной мысли возник еще на третьем курсе медицинского института, когда, в основном, мы обучались в здании клиники на Моховой, в нашем университетском медицинском дворе, когда проходили практику по терапии.

Я наблюдал, как здоровые и больные, вынужденные глубоко дышать во время выслушивания легких, получают резкое ухудшение состояния. Головокружения, усиление приступов астмы, стенокардия (боли в сердце), вплоть до обморока, остановки дыхания и судорог.

Особенно поразительно было, когда я обследовал сам первого своего больного на 3-м курсе мединститута и, как дотошный студент, тщательно выслушивал его легкие. При этом больные (как и здоровые) вынуждены глубоко дышать. Через несколько минут этот молодой спортсмен, тяжеловес-тяжелоатлет упал бездыханным, как говорят, как подстреленный. Я бросился к нему - это был бездыханный труп: дыхания не было, оно остановилось, пульс впопыхах я не мог прощупать. У него была бледность - бледность заостренных черт лица... Было впечатление, что человек умер. Это случилось очень быстро, я его выслушивал минуты 2-3, не больше...

Я выскочил в коридор, обратился к постовой сестре (это было как раз в клинике у Петровских ворот, где мы проходили практику), я закричал, что умирает здоровый человек. Но сестра спокойно заметила: "У нас здоровые не умирают", пошла со мной, заглянула в палату и сказала: "Это ты его задышал".

Меня это, конечно, мало обрадовало, не успокоило, я попросил тут же отыскать ассистента профессора и, когда он прибежал на зов (а я в это время пытался пациенту делать даже искусственное дыхание) наш спортсмен чуть посинел, губы тоже посинели, он сделал вдох, еще вдох, приоткрыл глаза, приподнялся и спросил: "Что со мной?".

Ассистент объяснил, что это произошло от глубокого дыхания: глубокое дыхание, мол, перенасытило организм кислородом и поэтому наступило столь плачевное состояние. Я потерял дар речи, затем в уме пронеслась целая буря возражений: разве глубокое дыхание может быть вредным, разве избыток кислорода может быть вредным? Нам предлагают авторитеты глубоко дышать, чтобы в организме было больше кислорода, мы к этому стремимся. Но... если 2-3 минуты глубокого дыхания приводят к гибели человека, то зачем мы тогда учимся глубоко дышать? Зачем, если это так вредно? Ассистент отказался вести дискуссию на этот счет, отмахнулся от въедливого студента...

Это заставило искать ответы в других источниках. Оказывается к этому времени (а был 1949 год) было достаточно фактов, собрав которые можно было объяснить, что происходит с человеком, если дыхание углубляется. Уже тогда было известно как глубокое дыхание действует на живой организм.

Но моя жизнь пошла в другом направлении. И только моя личная драма в 1952 году вернула меня к проблемам физиологии дыхания..."

Так говорил Константин Павлович Бутейко в лекционном зале МГУ в 1969 г. и повторял своим ученикам позже. Автор этой статьи слышала все эти рассказы в Новосибирском Академгородке в 1984-85 годах.

Продолжение следует...


Дипломированный методист Бутейко,
Людмила Валерьевна Сокольская.

Как обучиться методу Бутейко?

Открыта запись на обучение методу Бутейко с получением «Практического видео-курса по методу Бутейко»
Видео: "Вводная лекция о методе доктора Бутейко"
Читайте также:
Поделитесь этой статьей:
Подпишитесь на новые статьи и видео:

Метод Бутейко лечит: